Информация по телефону

+375(152)-620-621

Дирижер «Гродненской капеллы» Владимир Бормотов: «Люди преданы капелле, это одна семья»

 

Дирижер «Гродненской капеллы» Владимир Бормотов: «Люди преданы капелле, это одна семья»

О жизни и творчестве - в интервью с директором, дирижером Гродненской капеллы Владимиром Бормотовым.

В музыкальной жизни города он, безусловно, человек номер один. Заслуженный артист Беларуси, лауреат Книг Славы города Гродно и Гродненской области, художественный руководитель и директор, дирижер заслуженного коллектива Республики Беларусь «Гродненская капелла» Владимир Николаевич Бормотов все свои высокие титулы заработал самоотверженным трудом. В ноябре этого года исполнилось 30 лет с момента прихода в этот коллектив, который стал его судьбой и одним из ярких белорусских брендов.
 
Бормотов Архив -1.jpg
 
 
Нашей встрече с Владимиром Николаевичем предшествовала недавняя премьера российского телесериала «Седьмая симфония», о судьбе выдающегося дирижера, сумевшего в блокадном Ленинграде в нечеловеческих условиях, собрав всю волю и талант, организовать большой симфонический оркестр и сыграть героическую симфонию Дмитрия Шостаковича, которую из осажденного фашистами города услышала вся страна как символ несломленности духа советских людей, торжества жизни и веры в победу, наконец, востребованности высокого искусства в обществе. О «Ленинградской симфонии», труднейшем музыкальном произведении, которое Гродненская капелла триумфально сыграла в честь 75-летия освобождения Беларуси, мы еще поговорим. А теперь заглянем в те страницы истории, с которых начался путь в музыку Владимира Бормотова.

– Владимир Николаевич, долгой была Ваша дорога в музыку?


_YUR8782 1.jpg
– Я родился в Удмуртии в городе Сарапуле в самом конце пятидесятых, в простой рабочей семье. В школе нравилась математика и физика, но музыка была мечтой с детства. Наверное, те мелодии и песни, их звуки, которые лились из домашнего репродуктора, как-то проникали в меня, завораживали. Мальчишкой я уже представлял себя музыкантом, несознательно перебирая тонкие клавиши маленького детского игрушечного пианино. Моя семья дружила с известным в городе хирургом, немцем по национальности Евгением Вихертом, который любил музыку, искусство. Я прибегал к нему за советами. Его мама участвовала в моей судьбе и однажды привела к моему первому учителю музыки Владимиру Ивановичу Котову на частные уроки. Мои родители не были против. Единственное, что не получилось, – учиться на фортепиано. В семье просто не было денег на приобретение пианино – мне купили в комиссионке баян. Потом была музыкальная школа, училище и поступление в Белорусскую консерваторию. Минск для учебы выбрал я сам. И распределение по окончании аспирантуры в Гродно баянистом, в молодой, только созданный Евгением Александровичем Штопом, ныне знаменитый ансамбль «Белые Росы». Позднее, в 1991 году, в оркестровом классе музыкального училища участвовал в конкурсе на должность руководителя камерного оркестра, никому еще не известного, зарегистрированного в ноябре 1990 года коллектива Гродненского камерного оркестра. Из двух конкурентов-баянистов, к моему счастью, выбрали меня.
 
_YUR4042.JPG
 
– 30 лет назад, городская ветвь власти в лице Ленинского райисполкома города Гродно (в то время был такой, как и Октябрьский, до их реорганизации в администрации районов. – Прим. ред.), у которого тогда был свой бюджет, приняла беспрецедентное решение – принять Гродненскую капеллу на бюджетное финансирование. И депутаты Ленинского райсовета народных депутатов 6 созыва, заботясь о культуре, проголосовали единогласно. Помогло это становлению капеллы?

– Безусловно. Я как молодой руководитель понимал, что депутатская сессия проголосовала по сути за «кота в мешке», хоть мы и обещали, что восстановим и продолжим историческую традицию 18 столетия, когда Антоний Тызенгауз создал в Гродно такую капеллу, ставшую известной. Так что нужно было оправдывать доверие. Искали профессиональных музыкантов среди преподавателей школ и музучилищ (горжусь, что среди нас все еще есть те, кто с первого дня в составе), не было инструментов – приносили свои, сами шили сценические костюмы, шел подбор репертуара, отлаживался процесс репетиций и дисциплины. Зал для репетиций оркестра вначале был в музыкальном училище, затем в городском Доме культуры, Дворце текстильщиков. Плюс в 1992 году у нас появился камерный хор под руководством Ларисы Иконниковой (ныне заслуженный деятель культуры Беларуси). И объединенный коллектив был зарегистрирован как полноценное Государственное учреждение культуры «Гродненская капелла». Там тоже было множество проблем, которые мне приходилось решать совместно с известным гродненским композитором, лауреатом Государственной премии Андреем Бондаренко.

_YUR4214.jpg

– Что камерный оркестр сыграл на своем первом публичном концерте?

– Презентация оркестра состоялась в феврале 1991 года. Дирижером был Арон Гиндельман. Это было еще до меня. Мой же первый концерт помню как сейчас: 31 октября я окончил аспирантуру в Минске, а 1 ноября уже дирижировал оркестром в монастыре, где тогда размещался музей истории религии. Камерный оркестр сыграл симфонию Мендельсона. За все эти годы работы мы исполнили около 2 000 произведений разного жанра, объединенных более чем в 300 программ. Кстати, только в нынешнем 2021 году мы получили право официально называться симфоническим оркестром в составе капеллы.

Ковидный 2020 год был для нас трудным, почти не выступали, но репетиции продолжались как положено по 3-4 часа четыре дня в неделю. Готовили новые программы.
 
_YUR8810.jpg
 
– А кто сегодня входит в состав заслуженного коллектива Беларуси? Он у Вас большой? Еще говорят, к желающим работать с Вами у Вас особые требования, а экзамен чуть ли не как в консерватории?

– Мы организовались как профессиональный творческий коллектив, который много и успешно работал, и в 2014 году нам присвоили звание «Заслуженный коллектив Республики Беларусь», поэтому и требования высокие. Предупрежу возможный вопрос о текучке: у нас ее нет. Люди преданы капелле, почти у всех консерваторское образование. Это одна очень дружная и сплоченная семья. Для многих музыкантов, можно сказать, это клуб, где им комфортно. Весь коллектив с совместителями сегодня 130 человек. На основном месте работы вместе с администрацией только 65 человек. Кто эти люди? Симфонический оркестр – 42 человека, затем духовой оркестр – 26 человек, камерный хор, два ансамбля солистов-инструменталистов, камерно-инструментальный ансамбль старинной музыки, свои вокалисты, музыковеды – это только то, что мы можем себе позволить. Каждый выполняет свою задачу. Например, камерный хор имеет более 500 выступлений в Республике Беларусь, Норвегии, Франции, Германии, Польше, Литве, Латвии и России. Еще у них в активе участие и победы в международных конкурсах.

– Как Вы управляетесь со всеми? Ведь творческий человек и особенно музыкант – у каждого свой особенный характер? Вы бываете жестким?

– Я бы сказал, требовательным в работе – да, без этого невозможно, но способным уважать другое мнение. Меня сформировала среда, в которой жил, те друзья, которые были. Это они заложили в меня тактичность, научили толерантности. Я не смогу унизить человеческое достоинство. Таким воспитала семья и высокая музыка. И меня понимают все. Плюс есть еще руководители всех перечисленных коллективов, мои помощники.

– Знаю, что по гороскопу Вы Скорпион. Ему присущи трудолюбие и лидерство, преодоление препятствий, трудностей. Вы доверяете гороскопу?

– Если отвечу «нет» – подумаете, что лукавлю. Скажу так: в этом что-то есть, и иногда сверяюсь.
 
_YUR9179.JPG

Для гродненцев к Дню Победы

- О трудностях. Скажите, как же Вы исполняли Седьмую симфонию Шостаковича, где вся партитура автором расписана на 80 инструментов в оркестре, когда у вас нет столько?

– Это великое и сложное произведение и действительно, рассчитано на такое количество инструментов. Но у нас есть давние друзья-партнеры. Мы заранее рассказали о своей задумке коллегам из Могилевской капеллы. Они сразу взялись помочь, репетировали у себя, приехали, и мы, объединившись в большой оркестр, вместе исполнили «Ленинградскую симфонию» – ее еще так называют. Это был наш долг подарить великую музыку гродненцам в канун празднования 70-й годовщины Великой Победы. Все получилось. Второе исполнение этой симфонии у нас было на 75-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в 2019 году. Что касается партнерства с могилевскими коллегами, то оно сложилось давно и прочно. Как говорят, «спелись и сыгрались». Еще задолго до этого мы вместе объединялись оркестрами и исполняли в разное время Пятую и Девятую симфонии Бетховена, «Реквием» Верди, «Александр Невский» Прокофьева. Это бесценный обмен опытом для приблизительно равных коллективов. Надеюсь, впереди будут новые проекты. Дружим и с хором имени Ширмы, государственным камерным хором Республика Беларусь, солистами Большого театра Беларуси.

img_4895.jpg

– Владимир Николаевич, мировая классика – святое для капеллы. Но ведь Вы проявляете интерес и к другим музыкальным жанрам. Оперетта и опера в Гродно – редкие привозные спектакли, и мы как бы обделены такими зрелищными музыкальными постановками. 

– Вы здесь правы. Но в Гродно, несомненно, есть любители этих жанров, да и в плане музыкального просвещения населения нужно это показывать. И наша капелла на это способна. Конечно, мы не можем сами ставить такие спектакли, но исполнить популярные партии, арии, созданные известнейшими композиторами, пробуем. Тем более что у нас есть свои «золотые голоса». Я имею в виду нашу гордость Марину Горовую, сопрано, выпускницу Ленинградской консерватории, лауреата конкурса им. Белини, ее супруга Владимира Горового, баритона, выпускника Белорусской государственной консерватории, и еще четверых талантливых гродненских вокалистов. Именно благодаря им (они известны, уважаемы даже среди зарубежных коллег) мы стали участниками совместных гастролей с артистами Одесского академического театра музкомедии в Витебске и Гомеле, Московского театра оперетты у нас в городе и в Витебске. Прошло время, но это не забывается. 

– Ну а теперь про другой, также подвластный капелле и все более любимый ею жанр – оперное искусство. Вы активно репетируете и уже 16 декабря приглашаете гродненцев в областной драматический театр на оперный концерт «Твоя Италия». Это ведь не первый концерт с ариями из популярных опер? 


– Думаю, любители оперного искусства смогут услышать фрагменты известных итальянских опер (а Италия – родина оперного искусства) в исполнении наших солистов и в сопровождении симфонического оркестра и камерного хора. Мы готовимся серьезно и готовы удивить. И это действительно не первое обращение к опере. Прозвучат наиболее яркие фрагменты из опер Доницетти, Россини, Белини, Верди, Пучини.
 
Kapella_002.jpg
 
– В каких бы гродненских залах ни выступал Ваш коллектив, билеты раскупаются моментально. Считаю, это уже заслуженная популярность и любовь. А где комфортнее звучит капелла?

– Мы знаем все залы, и в каждом своя атмосфера, поэтому и программы готовим соответственно. Наши два театра – это трепетная, «намоленная» атмосфера, новая филармония – самый большой зал и самая большая сцена, там воздуха больше, музеи со своей камерной обстановкой, костелы с уникальной акустикой и даже лютеранская кирха, с которой начали сотрудничать недавно. Меня потрясло наше исполнение Девятой симфонии Бетховена в малой базилике – костеле св. Франциска Ксаверия, где сохранено уникальное барокко и рококо XVIII столетия в оформлении. Это тоже настраивает по-особому, торжественно. Более 1 200 зрителей слушали наш концерт – даже не поверил, когда озвучили эту цифру.

– Я же вспоминаю исполнение знаменитой «AveMaria» а капелла Мариной Горовой однажды в этом костеле. Многие тогда плакали…
 
– Это и есть сила искусства…
 
Камерный оркестр-01.jpg

– И не могу не спросить еще о двух концертах, буквально потрясших город. Это «Рокофония» и «Simpfodrive» – концерты в облдрамтеатре, на которые просто невозможно было попасть из-за нехватки билетов. У меня есть видеозапись, умело сделанная Александром Волковичем. Время от времени для настроения слушаю мировые хиты рока и джаза и хиты из знаменитых кинофильмов в неожиданно великолепном исполнении капеллы. Но там все получилось, полагаю, благодаря приглашенным музыкантам – такую практику Вы применяете часто. Это что, отход от классики, которая сделала ваш коллектив знаменитым? Или доказательство, что любой музыкальный жанр по плечу?

– Это наш эксперимент. И желание не отставать от времени, в котором живем. В своей юности, как и многие, я увлекался музыкой The Bеatles, слушаю ее до сих пор. Да, мы практикуем, как и многие другие оркестры, менять репертуар, приглашать знаменитых музыкантов, солистов, которые расширяют возможности оркестра, украшают его, и беремся за разные жанры. Тем более что мы в республике на слуху. И, когда к нам обратился известный рок-гитарист Макс Новосельский и ансамбль Nikamuza сделать такой концерт, мы подумали, а почему бы и не попробовать. Это была сложная, но интересная работа. Макс сам сделал аранжировки для оркестра с рок-ансамблем, пригласил недостающих музыкантов – электронных клавишников, перкусистов, рок-вокалистов. И мы стали работать. Результат был на сцене, в зале - аншлаг, а это значит, нас восприняли и в таком необычном жанре. Будем экспериментировать и дальше. Коллектив воодушевляется такими сложными проектами.
 
Шекспириада_022.JPG
 
– Есть в капелле люди, которыми Вы гордитесь?

– Да, многими горжусь и восхищаюсь! Вот не так давно наша знаменитая в Гродно сольная певица и преподаватель музыки, многолетний участник камерного хора Галина Николаевна Качалова, находясь на заслуженном отдыхе, попробовала свои силы в ныне популярном московском телепроекте «Голос», вышла в финал и победила! Вся капелла с замиранием сердца и восхищением следила за ее выступлением и радовалась, потому что она наша!

– «Гродненская капелла» стала визитной карточкой нашего города во многих зарубежных поездках. Одно перечисление государств, где проходили гастрольные поездки и концерты в разные годы, займет страницу. А что больше всего запомнилось, – ведь в Европе исполнение классики популярно, да и хороших оркестров много?

– Да, зарубежные концерты памятны, это уже наша история. Мы побывали во многих городах-побратимах, больших и маленьких городах разных государств. И ведь многие по нашему выступлению впервые вообще узнавали о существовании Гродно и самой Беларуси. Так что мы были и остаемся визитной карточкой города над Неманом и страны, а это не только почетно, но и ответственно. А из больших гастролей – полтора месяца были в Италии, объехали ее всю, 33 концерта дали. Месяц гастролировали во Франции. Там объединились с российским балетом и играли музыку на постановке балета «Кармен» Бизе. В Париже и Лиможе в 1995 году даже устраивали сбор средств на реставрацию нашей Коложской церкви. Месяц провели с концертами в Норвегии. Несколько раз выступали в Москве. Было много планов и на эти годы, но ковид и пандемия все резко приостановили. Есть пару человек и в нашем коллективе, которые серьезно переболели, но в панику и депрессию никто не впал, вакцинировались.
 
Шекспириада_341.JPG

– Власти Вами и коллективом гордятся. А как помогают?

– У нас была проблема с инструментами. Многие просто износились. Гродненский облисполком нашел возможность и выделил средства на приобретение большинства новых инструментов для нас, а это приличная сумма. Иногда дают нам деньги на новые постановки. Так что помощь весьма ощутима, и мы благодарны за это. Но есть еще одна нерешенная проблема. Ни в драмтеатре, ни в новом зале областной филармонии, ни в концертном зале (бывшем ГДК, где мы репетируем) на сегодняшний день нет ни одного рояля, отвечающего современным профессиональным требованиям. Понимаю, это дорого. Но это и наш престиж в том числе перед приглашенными артистами.
 
Доска почета.JPG

 

– Владимир Николаевич! Можно смело говорить, что Вы в Гродно родоначальник целой музыкальной династии Бормотовых. Супруга – преподаватель аккордеона в музыкальном колледже, дочь Лиза – пианистка, аспирантка Венского университета музыки, сын Николай окончил Российскую академию имени Гнесиных по классу скрипки, аспирантуру, преподает там же на кафедре и руководит оркестром в медуниверситете. Так что у Вас, человека-оркестра, как Вас называют, целый семейный квартет. Ваши дети уже попробовали играть в капелле, и, слышал, они очень любят Вас. А всей семьей дома играть не пробовали?

– Хорошая идея. Но не пробовал. Все время после работы уходит на общение с ними, когда они изредка и ненадолго приезжают. Но считаю себя счастливым отцом.
 
_ND33530.JPG

– Новый год уже стучится в двери. Чем порадует капелла, чего ждете Вы?

– Планируем концерты к юбилеям Моцарта и Шуберта, проект «Три тенора», на старый Новый год традиционная праздничная программа. Планы на 2022 год как всегда большие. Обязательно будут новые программы и концерты. Но как говорят: «Если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Все зависит от ситуации с ковидом. А всем гродненцам я хочу искренне пожелать в наступающем году здоровья, благополучия, мира и побольше хорошей музыки в сердце!
 
Бормотов Архив 2.jpgФото А.лосминского_Бормотов 1.jpg


шаблоны joomla 2.5