Обновлено 25.06.2020 05:38
С каждым годом звучание богаче.
Камерному оркестру Гродненской капеллы – 30 лет
8:24 24 июня 2020
Выступления Гродненской капеллы можно услышать на самых невероятных площадках города.
Играют в больших и камерных залах, Новом замке, лютеранской кирхе, Фарном костеле. Ноу-хау? Не совсем. Судите сами: свои первые концерты камерный оркестр Гродненской капеллы тридцать лет назад давал … в нынешнем женском монастыре. Тогда, правда, это был зал музея истории религии и размещался он в храме монастырского комплекса.
О памятных выступлениях, «открытых» капеллой площадках и планах на будущее мы поговорили с художественным руководителем Гродненской капеллы
Владимиром Бормотовым. Он же – дирижер камерного оркестра капеллы.
Как все начиналось
Камерный оркестр на базе Дома культуры был создан в 1990 году. А через два года в городе создавали Гродненскую капеллу, возрождая некогда существовавшую здесь традицию. Основой ее стали камерный оркестр и созданный камерный хор.
Первым дирижером оркестра был Арон Гендельман, а через год за дирижерским пультом уже был Владимир Бормотов. Тридцать лет в коллективе работают Татьяна Сухоцкая, Олег Телепнев, Лариса Солодухина, Надежда Беккер, Наталья Баранова, Ирина Гриц, Александр Габец.
– Мы рады, что в оркестр приходят молодые музыканты, привнося в звучание и в отношение к музыке что-то свое, новое. Вместе с тем у коллектива сформировались профессиональные качества, позволяющие о многих вещах во время репетиций уже не говорить. Понимание задач происходит уже на подсознательном уровне. Больше тысячи произведений сыграно, и этот опыт постижения разной музыки незримо присутствует во всем, что мы исполняем. Мне кажется, с каждым годом звучание оркестра становится богаче, разнообразнее, – говорит Владимир Бормотов. – Кроме того, то, что мы делаем, делаем неравнодушно, со своим эмоциональным отношением, и это позитивно сказывается на исполнительском уровне коллектива и отношении к нему наших слушателей.
Однако на лаврах здесь почивать не спешат. Специфика деятельности
капеллы такова, что один и тот же концерт если и повторяют, то лет через 10.
Старые – новые сцены
За свою историю коллектив сыграл порядка двухсот программ, дал несколько тысяч концертов, открыл для гродненского слушателя немало имен композиторов, исполнителей и музыкальных произведений.
Гродненский коллектив впервые в Гродно делал оперные дивертисменты, когда из разных по стилю и настроению произведений нужно было создать единую картину. В памяти зрителей и оркестрантов – программа с джазовым исполнителем из Нью-Йорка Сачалом Васандани. Необычным, в том числе для самих музыкантов, стало их выступление с Александром Кузнецовым, российским исполнителем, который учился и живет в Швейцарии, – его прочтение концерта Чайковского было, признаются, откровением.
Открыл коллектив и новые площадки. Камерный оркестр первым начал выступать в Новом замке. Играли и в Фарном костеле.
Еще в 2001 году, когда до восстановительных и ремонтных работ на лютеранской кирхе было далеко, Владимир Бормотов искал подходящий зал для государственного экзамена по оркестровому дирижированию, который сдавали его студенты. Проходя мимо кирхи, увидел главу общины Любовь Зорину, которая, открыв храм и сделав небольшую экскурсию, позволила провести экзамен в его стенах. Это послужило началом сотрудничества с храмом, в котором проходят концерты капеллы и поныне.
Музыка на все времена
Первые концерты неизменно проходили с аншлагом. Особо памятным стал и концерт-презентация Гродненской капеллы, на котором выступали оркестр и хор. Композитор, в то время и художественный руководитель капеллы Андрей Бондаренко сделал оркестровку сочинения «Магутны Божа». Во время исполнения зал встал. Когда композиция номинировалась на гимн Беларуси, была представлена запись именно Гродненской капеллы.
Чайковский, Шостаковичи ночные концерты
– Никогда не стоит вопрос, а что еще сыграть. Всегда здорово вдруг открыть для себя что-то новое. Написано очень много хорошей музыки, которой мы еще не знаем. Кроме того, много музыки, которая нам пока еще недоступна. Например, большую часть симфонического репертуара мы не играем. Не потому, что не можем. А потому, что нашим составом это не прозвучит достаточно убедительно, – рассказывает Владимир Бормотов.
Впрочем, нередко оркестр «рискует». Например, весной этого года планировали сыграть Симфонию №5 Чайковского – произведение, написанное для большого состава симфонического оркестра. Пока что этот концерт отложили, но надеемся, что ситуация позволит исполнить ее на сцене Гродненского драматического театра 15 сентября. Еще один новый проект – это уже знакомый зрителю «дуэт» Гродненской и Могилевской капелл. Осенью в большом зале филармонии услышим в их исполнении «Ленинградскую симфонию» Д.Шостаковича.
Есть интересная и необычная для Гродно задумка сделать ночной концерт, вроде классики для молодежи. Похожие проходят в Московской филармонии и пользуются популярностью. Гродненскому молодому зрителю наверняка тоже придется по душе.
Татьяна КУЗНЕЧЕНКОВА
Фото: Михаил ИСАЧЕНКО