Полтысячи слушателей пришли послушать траурное произведение Джузеппе Верди в Фарный костел вечером в понедельник, 31 октября. Некоторые остались стоять, хотя боковые лавки пустовали.
Казалось, костел сотрясало от мощи звука, а у людей не раз перехватывало дыхание. Ощущение погони и напряжение, как в триллере, появлялось во многих местах произведения. От невыносимо пронзительных высоких нот хотелось закрыть глаза, чтоб о них не порезаться. Порой делать вдох приходилось с усилием, задыхаясь, будто под сплошным ливнем, в потоке звука. От трепетных мотивов тело стремительно охватывали мурашки.
На этот раз в необычном концертном зале практически всем хватило мест в центральной части костела. Часть публики стояла у выхода. Они не закрывали обзор сидящим слушателям и сами хорошо видели музыкантов у алтаря. Боковые лавки при этом в основном пустовали. Правда, в сравнении с предыдущими классическими концертами в храме собравшихся было раза в два меньше. Траурное произведение исполняли музыканты двух капелл, Гродненской и Могилёвской. Дирижировал Владимир Бормотов.
Реквием написан по мотивам католической заупокойной службы. Джузеппе Верди вместе с коллегами начал создаватть его после смерти композитора Джоаккино Россини. После ухода из жизни писателя Алессандро Мандзони Верди сам завершил реквием.
— В реквиеме Верди помимо большого четырехголосного хора и полноценного симфонического оркестра присутствуют 4 солиста, — представила произведение конферансье. — Роль оркестра выходит далеко за рамки простого аккомпанемента. Быть может, потому что смерть Мандзони была для Верди личной утратой. Он написал произведение глубоко драматическое, с остротой переживаний. Реквием при жизни автора, за исключением премьер, исполнялся не в церквях, а в театрах и концертных залах. В нем 7 частей. Наиболее конфликтная и разработанная — вторая. Последняя часть Libera me («Освободи меня») венчает драматическое развитие. «Дух повержен, но не сломлен» — таков идейный вывод этого произведения.
В тему
Классические концерты стали традиционными для Фарного костела. В феврале этого года здесь прозвучал «Реквием» Моцарта, а в октябре 2014 года Гродненская и Могилёвская капеллы совместно исполнили Девятую симфонию Бетховена. Прежде главный католический храм города собирал на такие выступления около тысячи слушателей. Каждый раз примерно половина людей стояла.
Вечерний Гродно. МАРИНА ХАРЕВИЧ, ФОТО СЕРГЕЯ ЛЮДКЕВИЧА