Музыка – прекраснейшее из творений человека, чудесным образом обладающее необъяснимой властью делать нас чище, красивее, возвышеннее, благороднее. В полной мере этих высоких слов достойна музыка классическая. Восхищаться, понимать её дано не каждому. Музыка вечности звучит для своих поклонников, даря возможность яснее услышать голос души, острее ощутить радость бытия и гармонию любви.
В Гродно вот уже десятилетие почитателей классической музыки приглашают афиши на концерты камерного оркестра Гродненской капеллы. 27 апреля на юбилейном вечере оркестра, который состоится в зале городского Дома культуры, наверняка соберутся многие и многие гродненцы, хорошо знакомые с творчеством коллектива. О его возникновении, становлении, радостях и проблемах рассказывает главный дирижёр.
- Мысли о создании профессионального коллектива, конечно же, не однажды обсуждались и в кругу музыкантов, и представителями органов культуры, и городскими властями. Город понимал, что культурная среда не может существовать полноценно без такого коллектива. Потом и исторически это как бы было предопределено. Ведь в XVIII веке классическая музыка уже звучала к Гродно в исполнении капеллы Тизенгауза. А 91-й год века двадцатого – время активизации идеи возрождения белорусской культуры. Вопрос о конкретном решении в исполнительном комитете настойчиво муссировали композитор Андрей Васильевич Бондаренко – лауреат Государственной премии БССР, дирижёр Арон Абрамович Гендельман, музыканты Олег Телепнёв, Анатолий Степанович Смотрицкий.
- И днём рождения оркестра стал…
- День, когда состоялся первый концерт, 15 февраля 1991 года. Дирижировал Арон Гендельман. В коллектив были приглашены лучшие музыканты города. Под своё крыло нас принял городской Дом культуры, а репетиции проходили на базе музыкального училища. В следующем году был создан ещё и хор, позже появились солисты, и, объединившись, мы стали единым профессиональным коллективом , называемым Гродненской капеллой.
- Владимир Николаевич, а когда Вы стали руководителем оркестра, и как до этого момента складывалась творческая биография?
- Начну ответ со второй части вопроса. Окончил в Минске консерваторию, ныне академию музыки, и по распределению приехал в Гродно руководителем оркестровой группы ансамбля «Белые росы». Но вскоре опять на два года уехал в Минск ассистентуру-стажировку при консерватории. Вернулся работать в музыкальное училище. И с ноября 1991 года я уже в оркестре. Первый дирижёр уехал за рубеж, и был объявлен конкурс на замещение вакантной должности. В начале нас было трое, затем в течении некоторого времени с оркестром работали два дирижёра. Право выбора оставалось за музыкантами. С тех пор мы вместе.
- То есть, коллектив работает в том же составе, что и десять лет назад?
- Можно сказать, что костяк один и тот же. Количество музыкантов в оркестре около двадцати человек, я имею в виду струнную группу. Ведь наш коллектив в основном струнники – музыканты, играющие на струнных смычковых инструментах. На какие-то программы приглашаем духовиков со стороны. В оркестре, повторяюсь, задействованы лучшие музыканты города. И тем не менее здесь есть проблемы. Пригласить из другого города талантливых исполнителей, конечно же, сейчас невозможно. Пытаемся растить своих. В университете на отделении искусств, где я преподаю, есть подающие надежды ребята. Со временем, возможно, они пополнят коллектив. Хотя вариться в собственном соку, конечно, сложно. Поэтому периодически приглашаем солистов из Минска, Москвы.
- Репертуар вашего коллектива многообразен и разноплановый. Но сложно работать, постоянно его обновляя?
- Новую программу мы обычно готовим раз в два месяца. А вот в этом году за четыре месяца уже шестая. Работать, конечно, непросто, но зато интересно. В отношении репертуара как-то в частной беседе было сказано, что у дирижёра нет комплексов, т.е. у оркестра довольно обширное, так сказать, поле деятельности: мы стараемся охватить разную по сложности, стилям, эпохам музыку, а не ограничиваемся XIII и XIX веками или современной музыкой. Каждая новая программа имеет своё логическое начало и окончание, стилистически обьединяются произведения, написанные в разные эпохи, но имеющию общую идею. Допустим, романтизм начала XIX и начала XX веков. Хотя возможно построение программы по полярному принципу. Думаю, что многое в этом плане зависит от того, что в данный момент ощущаешь, чего требует душа и время.
- Программу составляет главный дирижёр?
- Да, я имею на это полное право. Не всегда оркестр сразу принимает это, но в конечном счетё у нас всё-таки находится взаимопонимание. Играем довольно сложные сочинения. 14-я симфония Шостаковича, например, одно из редко исполняемых произведений, но мы нашли возможность и смелость его сыграть. Готовили, конечно, долго, основательно, этапами, но и результат порадовал как самих музыкантов, так, по-моему, и публику.
- Как часто подчёркивают музыканты, гастроли – одно из важнейших условий для дальнейших творческих полётов, более объективная независимая оценка работы, свежий бодрящий воздух и вдохновение. Вы считаете так же?
- Безусловно. Выступления вне дома, участие в фестивалях, концертах на столичной сцене и за рубежом рождают множество положительных эмоций. Дают стимул для творчества.
- И вы немало гастролируете?
- Но не сказать, чтобы и много. Особо памятная первая поездка в 1992-м году в польский город Калиш на фестиваль. Исполняли мы тогда и белорусскую музыку, и концерт-поэму для фортепиано, гобоя, виолончели с оркестром гродненского композитора Андрея Бондаренко, симфонию Мендельсона, увертюру Голанда. Обстановка, царившая в необыкновенно красивом зале, множество музыкантов из разных стран, их выступления и волнующий наш первый выход – всё это помнится и сегодня. Тогда ещё, кроме концерта в Калише, мы дали десять концертов в городе Сейны и в Белостоке. Музыканты впервые гастролировали вместе, ближе познакомились с друг другом, стали заметно сплочённее.
В том же году была поездка на фестиваль новой белорусской музыки в Минске. Выступили довольно успешно, слышали хорошие отзывы, видели рецензии в республиканской прессе.
В последующие годы несколько раз гастролировали в Германии, вместе с хором впервые в 1994-м участвовали в фестивале христианской музыки в Норвегии, в 1995-м капелла дала 10 концертов во Франции. Первый состоялся в Париже, и собранные средства пошли на реставрацию Коложи.
Затем было время, когда больше гастролировал хор. Хотя поездки в столицу, в основном для выступлений в филармонии, организовывались часто. На фестиваль музыки Баха в Твери ездили в 1998-м, не однажды выступали в Друскининкае. Осень прошлого года вновь побывали в Миндене. Там был задействован наш оркестр. Вместе с немецким хором мы исполняли ораторию Мендельсона «Павел» на библейский сюжет. По моему, на территории СНГ она ещё не исполнялась. Это большое и сложно произведение, два часа музыки. Публика приняла его отлично, а мы вновь ощутили радость успеха. Удачный был и второй концерт, который уже дал только оркестр.
- Приятные воспоминания, Владимир Николаевич, тоже имеют положительный эффект для творческой личности?
- Надеюсь, в дополнение к воспоминаниям у нас вскоре появится и первый компакт-диски с последних выступлений в Германии. Немецкие коллеги записали наши концерты, сейчас диски в работе. Думаю, держать в руках такой компакт-диск будет тоже очень приятно каждому из музыкантов оркестра.
- Делать записи своих программ дома, наверное, технически и финансово сложно. А кроме такой проблемы, у оркестра всё налажено, или…
- Гродненская капелла – коллектив, который финансируется городского бюджета, и, естественно, есть у нас, как и в целом у города, определённые сложности. Разрешить их можно, если иметь большие средства. Тогда бы и инструменты новые приобрели, и пульты, и костюмы. Но…только, например, комплект струн для скрипки стоит около пятидесяти долларов, музыканты покупают их сами и инструменты у скрипачей личные. Новые клавесин и рояль – ещё одна мечта. Концертный инструмент стоит очень дорого. Возможно, стоило бы привести большую культурную акцию, чтобы собрать средства на них. Кстати, такие акции на уровне республики уже не раз проводились.
- Владимир Николаевич, отвечая на предыдущий вопрос, вы сказали: «ещё одна мечта.» Да, у каждого из нас их много, но всё-таки есть и самая заветная. Если не секрет, расскажите о своей.
- Это точно: всегда кажется, что то, что имеешь, - маловато. И я как дирижёр мечтаю, чтобы в нашем городе родился фестиваль камерной музыки. Об этом пока действительно можно только мечтать.
- Но в том, что у такого фестиваля не было бы дефицита в слушателях, пожалуй, можно не сомневаться. Подтверждение тому – полные залы на ваших концертах, а ещё то, что возраст поклонников самый разный: от пятилетних малышей до людей преклонного возраста.
- Музыкантов радует этот неоспоримый факт. Классическую музыку и почитают люди разных поколений. На первые наши концерты, например, совсем юные молодые люди, а сегодня они уже приводят с собой своих детей. Значит, и наш труд востребован.